А потом... потом, может быть, я наконец пойму, откуда я, а не где мне жить.
Министерство опубликовало, а я не могла не утащить к себе, ибо любовь к книжным спискам не ржавеет. Позачеркиваю чуть-чуть, как водится: надо же знать, соответствую ли я в свои годы предполагаемому школьному уровню.
1. Адамович А., Гранин Д. - Блокадная книга
2. Айтматов Ч. - И дольше века длится день, Белый пароход
3. Аксенов В. - Звездный билет, Остров Крым
4. Алексин А. - Мой брат играет на кларнете
5. Арсеньев В. - Дерсу Узала
6. Астафьев В. - Пастух и пастушка, Царь-рыба
7. Бабель И. - Одесские рассказы, Конармия
8. Бажов П. - Уральские рассказы
9. Белых Л., Пантелеев Л. - Республика Шкид
10. Богомолов В. - Момент истины (В августе сорок четвертого)
читать дальше
Ну... ой. 11/100. Грусть, тоска, печаль вселенская, верните меня в школу.
Тем не менее, список очень порадовал. Удачная и грамотная подборка на мой вкус.
Во-первых, действительно "по истории, культуре и литературе". И история с культурой - на первом месте. Причем, насколько я могу судить, без одиозных псевдоисторических сочинений и всевозможных "нам в культурном отношении далеко до...". В достойном патриотическом ключе, как оно и должно быть в школьной программе. Даже художественно-литературная часть все равно исторической направленности, с прицелом на то, вероятно, что заинтересуются и будут дальше сами читать.
Во-вторых, на самом деле "по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации". Я бы, правда, на месте составителей сделала легкий финт ушами и включила за компанию братьев-казахов, украинцев и прочих представителей "новой исторической, социальной и интернациональной общности людей". Ну просто... раз уж киргизский писатель Айтматов и грузин Руставели в списке значатся. Тогда, конечно, название пришлось бы как-то переформулировать, но ради нержавеющей Дружбы Народов можно и напрячься, в самом-то деле.
В-третьих, именно литературная часть у меня вызывает, увы, некоторые вопросы. Многое, мне кажется, упустили. С другой стороны - понятия не имею, что в России включено в школьную программу, так что сложно судить. Однозначно радует количество старых-добрых советских книг "для детей и юношества". Гайдар, Драгунский, Каверин, Булычев, Успенский - это прекрасно. Это очень, очень, очень правильное чтение, аналогов которому среди новых книг просто нет.
На самом деле, я приятно удивлена. Если это действительно дойдет до школ и детей заставят прочитать хотя бы треть - будет здорово. А если больше - так вообще фантастика.
Похоже не еще не все полимеры того...
1. Адамович А., Гранин Д. - Блокадная книга
2. Айтматов Ч. - И дольше века длится день, Белый пароход
3. Аксенов В. - Звездный билет, Остров Крым
4. Алексин А. - Мой брат играет на кларнете
5. Арсеньев В. - Дерсу Узала
6. Астафьев В. - Пастух и пастушка, Царь-рыба
7. Бабель И. - Одесские рассказы, Конармия
8. Бажов П. - Уральские рассказы
9. Белых Л., Пантелеев Л. - Республика Шкид
10. Богомолов В. - Момент истины (В августе сорок четвертого)
читать дальше
Ну... ой. 11/100. Грусть, тоска, печаль вселенская, верните меня в школу.
Тем не менее, список очень порадовал. Удачная и грамотная подборка на мой вкус.
Во-первых, действительно "по истории, культуре и литературе". И история с культурой - на первом месте. Причем, насколько я могу судить, без одиозных псевдоисторических сочинений и всевозможных "нам в культурном отношении далеко до...". В достойном патриотическом ключе, как оно и должно быть в школьной программе. Даже художественно-литературная часть все равно исторической направленности, с прицелом на то, вероятно, что заинтересуются и будут дальше сами читать.
Во-вторых, на самом деле "по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации". Я бы, правда, на месте составителей сделала легкий финт ушами и включила за компанию братьев-казахов, украинцев и прочих представителей "новой исторической, социальной и интернациональной общности людей". Ну просто... раз уж киргизский писатель Айтматов и грузин Руставели в списке значатся. Тогда, конечно, название пришлось бы как-то переформулировать, но ради нержавеющей Дружбы Народов можно и напрячься, в самом-то деле.
В-третьих, именно литературная часть у меня вызывает, увы, некоторые вопросы. Многое, мне кажется, упустили. С другой стороны - понятия не имею, что в России включено в школьную программу, так что сложно судить. Однозначно радует количество старых-добрых советских книг "для детей и юношества". Гайдар, Драгунский, Каверин, Булычев, Успенский - это прекрасно. Это очень, очень, очень правильное чтение, аналогов которому среди новых книг просто нет.
На самом деле, я приятно удивлена. Если это действительно дойдет до школ и детей заставят прочитать хотя бы треть - будет здорово. А если больше - так вообще фантастика.
Похоже не еще не все полимеры того...
Мне вот интересно: неужели "Анна Каренина" и "Идиот" - не в школьной программе?
Нет, в программе "Война и мир" и "Преступление и наказание". Остальное для внеклассного чтения. А вот "Тёмные аллеи" и "Прощание с матерой" там, вроде, были. Мы, правда, ещё и "Землю Санникова" проходили, например...
закавыка только в том что
- одну треть прочитанного из этого списка я как бы и не читал - просто помню что читал но даже сюжет испарился.
- еще одну треть я бы с удовольствием не прочитал - времени трата и вкусовые ощущения не самые приятные.
а из списка этого я бы с удовольствием выкинул всякую фигню типа белых одежд, пикуля т т.д.
И еще - вот я калевала таки читал.. Интересно есть ли еще идиоты?
racingsardine, Пикуль да, как-то не очень...
Ну я допустим тоже не очень помню сюжет какой-нибудь "Бронзовой птицы" или "Кортика", но в свое время было интересно читать. Тем более в советских детских книжках хорошая воспитательная составляющая, новых таких не пишут.
Ну у нас в программе была "Калевала", и еще куча всякого подобного эпического. Сейчас не вспомню, но тогда, опять же, было интересно.
А вот "Белые одежды" читались перед поступлением для возможного сочинения ))
Калевала я не считаю пустым или ненужным чтением. Равно как и например Похищение Быка из Куальнге )) просто это для узкого круга ограниченных людей. Для одного прОцента... На фига это в списки включать?? Кому надо прочитают и так.
Да и вообще у меня странное мнение на тему школьного чтения и преподавания литературы. я например не вижу смысла давать Толстого в объеме более 10 страниц в обычной школе. Это слишком сложный писатель и для взрослого человека. Может я и ошибаюсь но но но..
Вот например ЛН постоянно и даже несколько навязчиво сравнивает стайку девушек на выданье и чуть после. Все они и молоды (или почти) и красивы (или умны) и могут составить счастье.
Навскидку:
Сонечка
Наташа
Мария Болконская
Лиза Болконская
Элен
Жюли Карагина
Катишь (не помню фамилию)
Долохова (не помню имени)
Перечитайте
Но попытайтесь (у себя в голове) составить now-days rating героинь Толстого среди старшекласников и старшеклассниц.
в мальчиковом рейтинге не будет явных лидеров - just anybody/
в девачковом - таки Элен. Будете спорить?
а вывод-то Толстовский (не хрестоматийный) школьник сделать и не сможет. нету у него того жизненного опыта который был у поручика Толстого ))
Так чего ради? Сделайте комиксы - Царь, Узурпатор, Кутузов, Капитан Тушин без сапог (при всем моем уважении), Николя Ростофф - гусар летучий и Мудрый Денисов )
И все не мучайтесь...
P.S. По-моему списки бред. И программа тоже. НО. я бы исключил из всех списков (школьных) все книги в которых пером двигала ненависть. Бунин, Солженицын, Варламов, Деникин и т.д.
Ненависть - это на факультатив )
P.P.S. Прощения просим у хозяйки за так много несоленой мацы )
Насчет Толстого - всеми лапами и хвостом за. Мне и сейчас он ужасно тяжело дается - до сих пор не доросла. А в школе просто принципиально его пропускала, благо кредита доверия и умения болтать/писать сочинения хватало, чтобы отвечать то, что нужно.
Так что примеры ваши из Льва Николаевича мимо кассы) Тем более, из "Войны и мира".
Комиксы? так оно и так комиксово достаточно - во всяком случае у нас было. Но если сказать прямо - дети, вот вам комикс, большего никто не спросит, будет хуже, имхо.
А по поводу списков... Ты, мне кажется, один важный момент упускаешь: наличие или отсутствие семейного воспитания. Мне, скажем, списки всегда были слегка побоку (хотя Валентошино внеклассное чтение было очень достойно составлено все те 5 лет, что она нас учила), я бы читала и так, потому что была приучена читать дома. И то, нахожу в списках пользу: достаточно часто натыкаюсь на что-то новое. А ребенку, которого родители оставляют телевизору, взять эту привычку неоткуда, кроме как из той самой школьной программы и обязательных списков. А дальше - 50/50: либо заинтересуется, либо нет. Но по крайней мере у него появляется возможность.
Ну и маленьким плюсиком - таки ж элемент государственной пропаганды из гуманитарных наук никто не выкинет. Кто-то больше поддается, кто-то меньше, какие-то учителя на него подзабивают, но тем не менее. Гражданин страны NN должен знать - и далее по списку.
я бы исключил из всех списков (школьных) все книги в которых пером двигала ненависть.
Надо отдать должное составителям, именно в программе таких вещей почти нет. Бунин - только как поэт, никаких там "Окаянных дней". Даже прозы бунинской у нас не было. Только в универе, и то, опять же, без дневников. Солженицын - если не ошибаюсь, только "Один день Ивана Денисовича" в программе стоял, и то - мы его не читали. Просто обзорно - был такой писатель, да и бог с ним. Горького с "Несвоевременными мыслями" тоже обошли...
Эмигрантского вообще не было ничего, опять же только в универе.
Школьников в этом плане берегут немножко.
СССР по духу и по сути должен был (следовал) парадигме - одинаковое образование всем. СССР это было нужно и это было законом (закон о обязательном среднем образовании). Каждый гражданин имеющий образование менее ХХ классов (в разные периоды по разному) считался ошибкой, недоработкой со всеми вытекающими наказаниями для тех кто это допустил. Хорошо это или плохо. Но в результате каждый гопник по крайней мере слышал кто такой Толстой.
Сравним с Англией (и доминионами) - обязательное образование? в последние времена - да. одинаковое для всех - НЕТ. 11+ это конечно крайний случай (кажется только на острове применялся), но суть одна - в достаточно раннем возрасте при отсутствии особых успехов - свет гаснет.. научился писать, прочитал про матушку гусыню, умеешь считать - отлично - Голсуорси и прочих Диккенсов тебе не надо. иди в колледж учиться работать. Итон и подобные - отдельная история и к делу не относится.
Россия в этом смысле (насколько я понимаю) никак не может определиться. С одной стороны риторика на тему образования остается советской. С другой стороны процесс британизации идет. Школа постепенно по духу превращается в английскую.
с точки зрения меня как человека - советский вариант тоже предпочтительнее. хотя бы потому что давал мне шанс общаться с большим количеством людей используя привычный мне набор понятий (в традиционном смысле этого слова).
с точки зрения налогоплательщика - британский лучше. в конце концов частные школы в разные времена - это 1-5% учеников. мизер. и имущественный ценз здесь скорее играл роль отбора типа - этот ребенок не воспитывался телевизором. а сданный 11+ в обычной школе давал право бесплатного обучения в grammar school. а приличный балл после ее окончания давал право поступления в университет + стипендию (были еще времена когда родителям выплачивалась в этом случае вполне солидная премия)
Да и вообще.. Лосев тут вычитал что академик Александров был вполне заслуженным белогвардейцем (лысый такой дядька - автор реакторов и т.д и т.п.). А Катаев - был командиром бронепоезда и послужил прообразом Мышлаевского. И куда смотрела кровавая гэбня?
Советские-то при всех их заносах романтики: всех осчастливить, всех обучить, всех привести к некому общему знаменателю, наконец (что бы там не вопить про "скованных одной цепью", имхо, на определенном этапе очень нужное было дело).
А кровавая гэбня, если начинаешь про нее читать, почему-то оказывается не то, чтобы не кровавой, но кровавой разумно и, с поправкой на время, местами даже гуманной...