And here we go again. Больше книг в новом десятилетии! Смайлы возвращать не буду: понравилось; очень понравилось. Поменяю, пожалуй, только порядок записи: пусть теперь по месяцам будет, иначе слишком длинный пост. Да, и комментарии постараюсь все же писать. Проблема возврата книг в библиотеку осталась, так что добавлю отдельный список "В процессе". Ну и, список любимого-перечитанного останется, как и был.
Февраль
1. Жан-Доминик Боби - Скафандр и бабочка
(...)Двоякое ощущение после себя оставила книжка. С одной стороны - вроде и ничего особенного, с другой - все особенное, если вспомнить положение, в котором оказался автор. Тоска, такая тоска по обыденным вещам, которые сам уже не можешь сделать. И отношение... к тебе - как к чему-то. Странному. Страшному. Чему-то не такому. И не здесь, уже не в этом мире. Как к чему-то, когда ты - еще кто-то и еще - здесь. То самое, чего я так боюсь для себя, и так отчаянно давлю в себе, встречаясь с больными людьми.
2. Хью Лори - Торговец пушками
(...)Я долго, очень долго искала, чем бы оправдать эту книжку. Признаться честно, наскреблось немного. Все-таки актерам, хоть бы и талантливым, не всегда стоит писать. Хотя, надо отдать должное мистеру Лори, все могло быть и хуже. Так - бодренький такой боевичок, местами логика теряется, частенько пляшет стиль изложения, многострочное описание различных марок оружия уж слишком многострочно... Эпиграфы подобраны с отменным вкусом, этого не отнять. И местами - оправдывая все - такая удивительная нежность. А в целом, конечно, только в самолете такие книжки и читать. Там я все, что угодно, читать буду. Хотя боевички все же веселее дамских романов.
3. Рэй Брэдбери - Лето, прощай (...)Ожидалось куда больше. Все-таки продолжение, изданное спустя 50 лет после выхода первой книги, очень сильно от нее отличается. Это какое-то совершенно другое лето. Оно тяжеловесней. Потеряло то самое искрящееся "я - живой", радость открытий, ощущение того, что мир вокруг - нов, неизвестен и манит за собой. Чувство такое, как будто к чудному, светлому и устремленному вверх готическому зданию пристроили что-то добротное, приземистое, с узенькими окошками и стенами в 2 метра толщиной. И то, и другое в своем роде прекрасно, но вместе смотрится как минимум странно. Брэдбери не стал за это время хуже, он просто стал другим Брэдбери. И если бы "Лето, прощай" было не продолжением "Вина из одуванчиков", то кто знает... Так или иначе, огромное спасибо автору за новеллу о городских часах. Март
4. Теодор Драйзер - Дженни Герхардт
(...)В меру морализаторская штука, вполне оправдывающая свое отношение к "критическому реализму". Легко анализируется "в стиле Валентоши", за что, собственно, я ее и выбрала. *Дженни, несмотря на прекраснодушие - редкостная дура, а Лестера бить по морде долго и с душой. Но Колесникову я этого, конечно, не сказала, ибо жестокое общество диктует свои законы, которые люди не могут превозмочь.*
5. Рэй Брэдбери - Кошкина пижама
Апрель
6. Том Стоппард - Розенкранц и Гильденстерн мертвы (...)"Не аплодируйте слишком громко - этот мир слишком стар." Великолепное сумасшествие, которое крайне грустно кончается. Но перед прочтением лучше восстановить в памяти "Гамлета".
7. А. Куприн - Избранное (Дознание,
Молох, Лесная глушь, Олеся, На глухарей,
Поединок, Гранатовый браслет,
Колесо времени)
Май
8. Иэн Макьюэн - На берегу (...)Замечательная иллюстрация к тому, что молчать нельзя. И что слишком долгое молчание о важном приводит в плачевным последствиям. *Можно, конечно, и после сказанного костей не собрать, но это уже совсем другая история*Июнь
9. Франсуаза Саган - Отрава
Июль
10. Борис Акунин - Весь мир театр (...)Г-н Акунин наконец-то сжалился над беднягой Фандориным и позволил ему обрести счастье. Дама, конечно, несколько истерична, но главное ее достоинство в другом: она не умирает\не сбегает к мужу в Питер\не уходит в монастырь\не кидает Э.П. из политических соображений, а вовсе даже соглашается на гражданский брак (!!!). Случай для нежно мною любимой Фандорианы беспрецедентный, и это надо отметить. А уж кто там хотел взорвать театр да почему - какая, господи, разница!..11. Василий Ливанов - Мой любимый клоун
(...)Фильм смотрела исключительно ради Меньшикова (и только поэтому не воплю про потерянное время, ибо некое фанатское удовольствие присутствует). Книжечка, слов нет, много лучше сценария к фильму, но если ни с чем не сравнивать - ничего особенного. Хорошо хоть не длинная.Август
12. Татьяна Толстая - Кысь
(...)После анализа этой книжки одногруппницей на экзамене по литре, я ждала большего. Но увы, как-то совсем никак... То ли древнерусские мотивы не про меня, то ли просто творчество г-жи Толстой не вдохновляет. А может быть ее образ в "Школе злословия" сказывается. Исключительная мерзость. 13. Олдос Хаксли - О дивный новый мир (...)На этом программные антиутопии, кажется, закончились. Самая, на мой взгляд, мягкая вещь в этом ряду. Т.е. не безобидные там люди, конечно, но почему-то не пугает. *Очень похоже на наше время?..* 14. Валентин Пикуль - Моонзунд
(...)Все то замечательное, за что очень люблю фильм, похоже, исключительно заслуга режиссера и актеров. Книжка нудная, плоская, тоскливая. Немногочисленные здравые куски, которые, собственно, и пошли на фильм, перемежаются отборной околесицей в стиле "Ленин великий нам путь осветил" (даже моего относительного знания истории хватает, чтобы это оценить). Сплошное разочарование и сказка о потерянном времени. Сентябрь
15. Харуки Мураками - К югу от границы, на запад от солнца
(...)Не всего Мураками я читала, но из прочитанного so far лучшая - все равно "Dance, dance, dance". То ли потому, что это первая его книга, которая мне попалась, то ли не знаю... Так или иначе - в галерее почти одинаковых героев, и схоже бессюжетных историй она выделяется. А вот "К югу..." - совершенно типичная штука. Минимум действия, максимум ощущений, странноватых ассоциаций, потока сознания - того, что плавно переходит из книги в книгу, почти не меняясь (и, думается мне, является неким дневником самого Мураками). Приятная вещь, но не более. Октябрь
16. Франсуаза Саган - Здравствуй, грусть! (...)Совершенный шедевр. Что-то настолько хрупкое, ломкое, невесомое... Скорее даже похоже не на осязаемую вещь, а на аромат. Из тех, которые приятны поначалу, а потом вызывают головную боль. О том, что все можно разрушить, даже если и не уверена, что хочешь. О том, что последствия контролировать нельзя. О том, что никогда до конца не знаешь, на что способен. Ну и о том, разумеется, что все пройдет, но не без следа. Поставила очередную галочку в списке "прочитать обязательно" и приобрела новую любимую книгу.17. Лопе де Вега - Собака на сене
(...)История знакомая, фильм в свое время был до дыр засмотрен, поэтому читалось исключительно для галочки в списке. Удивительно, но пьесу помню почти наизусть, причем не только сам текст, но и интонации, и визуальный ряд, и музыку. Великая сила искусства, не иначе. Милейшая вещь, хотя я все равно плохо воспринимаю то, что написано для сцены: либо уношусь в прожектерство на тему "а как бы это можно было бы...", либо мне остро чего-то не хватает. Но, так или иначе, штука ностальгическая: детство золотое, видеомагнитофон...18. Франсуаза Саган - Смутная улыбка (...)Саган, как оказалось, принадлежит к тем авторам, которых точно нельзя читать "моим методом". Прекрасные книжки, если браться за новую после перерыва. Но подряд - сливаются, слипаются, как-то странно перекрещиваются, забываешь, какой герой откуда. Наверное потому, что настроение каждой - почти одно и то же. И, собственно, неважно, как зовут героев и кто в кого влюблен: все равно будет эта тягучая беззаботность, вроде бы и трагичные, но невсерьез воспринимаемые несовпадения... Атмосфера прекрасна. Но переизбыток подобной атмосферы убивает всякое желание жить.19. Франсуаза Саган - Через месяц, через год (...)см. выше20. J.K. Rowling - Tales of Beedle the Bard (...)Традиционная такая добрая Роулинг. Все темы ГП в конспективном изложении. "Добро победит зло, поставит на колени и зверски убьет, поэтому лучше сразу быть добрым к слабым (а то мироздание как возьмет, как научит)" - The wizard and the hopping pot. The Fountain of Fair Fortune (самая удачная на мой вкус, хотя может я слишком уж люблю квесты) богата на откровения в стиле Дамблдора. "Не живите прошлым", "верьте своему сердцу, а не магии", "те, кто просят о помощи, всегда ее получают"... Лень сейчас искать точные цитаты, но их, наверное, даже больше наберется на эту сказочку. *Дамблдоровские ремарки по поводу неудач Хогвартсовского театра - отдельная прелесть*. The Warlock's hairy heart напомнила сборник старых французских сказок из детства (не помню уже оттуда ничего конкретного, но общий мрачный настрой не выветрился). Пугающе, на самом деле, и не совсем для детей. Впрочем как и полный вариант в ГП-серии. "Душа должна оставаться нетронутой, человека усовершенствовать нельзя." Ах, да и "любовь есть сильнейшая магия", куда ж без этого. Хоть сердце вырезай, хоть душу на 7 частей дели - ничего хорошего не выйдет. Rabbity-Babbity - fairy-tale как она есть. Ну и поклон Гилдерою Локхарту, наверное) Про The tale of three brothers все подробно написано в каноне, причем в каждой книжке тема смерти по-своему отыграна. Добавить практически и нечего. В целом - невероятная ностальгия по временам давно ушедшим. 21. Дорис Лессинг - Кошки
(...)Очень чувствуется, что автор умеет писать. Что она владеет языком, знает, куда и какие слова подойдут, четко понимает, что хочет сказать. И назвать книжку неудачной язык у меня не повернется. Рассказано с любовью и просто о домашних любимцах и любимицах. С особенностями характера, с милыми деталями, очень живо, образно - рай для кошатников. Только мир не переворачивается, новых горизонтов не открывается, ну и все в таком духе. Я бы почитала другие ее произведения, кажется, это будет стоить того.22. Воспоминания г-жи Виже-Лебрен о пребывании ее в Петербурге и Москве (1795-1801)23. Рэй Брэдбери - Где-то играет оркестр
(...)Будь это, как и задумывалось, сценарием к фильму, это было бы очень, очень хорошо. Сразу бы представились актеры, декорации, музыка, можно было бы долго фантазировать на тему... А так - на мой вкус у Брэдбери есть вещи и посильнее.24. Рэй Брэдбери - Левиафан-9925. Илья Ильф, Евгений Петров - Одноэтажная Америка Ноябрь
26. Харуки Мураками - Страна Чудес без тормозов и Конец Света (...)Роман в романе - вещь, безусловно, хорошая. Плохо, когда внутренний сюжет оказывается лучше внешнего. Часть о Городе, Стене, Единорогах и Библиотеке - блистательна, закончена, жива. Просто встает перед глазами. Вторая половина, которая как бы реальная жизнь героя, - расплывается. Какие-то брошенные на середине сюжетные хвосты, все эти жабберворги неожиданно забытые, Профессор с Внучкой, парочка братьев, тоже непонятно куда девшаяся (и непонятно зачем появившаяся)... И все в струе типичного Мураками, который вообще-то конкретикой не отличается. Могу, конечно, предположить, что герой теряет связь с реальными миром, а потому и мир теряет логику (а то и не имеет ее изначально), но по мне - это натяжка. Хотя открытый этот финал - замечательно хорош. Так что двойственно, но времени не жаль.27. Михаил Булгаков - Театральный роман
(...)Читать биографию Булгакова и прочую матчасть. Иначе рискую остаться дураком с вопросом "что это было?". 28. Рэй Брэдбери - Летнее утро, летний вечер
(...)То ли я слишком много Брэдбери прочла в последнее время, то ли очарование куда-то ушло. Не знаю, надо перечитать как-нибудь позже... Но пока что - никак.Декабрь
29. Diana Wynne Jones - Howl's Moving Castle30. Федор Достоевский - Идиот (...)Достоевский прекрасен. Я даже рада, что принципиально не стала его читать в школе. Удивительный и редкий дар - написано так, что видишь перед собой живых людей, чуть ли не слышишь их голоса у себя за спиной. А книжка грустная. Так и уверишься, что зло в мире - от неадекватных прекрасных дам. Это я в шутку, конечно, ибо не хочется писать пространное сочинение в стиле школьных уроков литературы. Он просто гений, да-да.31. Стефани Майер - Затмение
(...)Мне нечего сказать кроме того, что мне очень, очень стыдно.) Майер тосклива хуже пар по конфликтологии, но, видимо, это уже традиция: во время сессии сначала читать Достоевского, а потом какую-нибудь невероятную хрень.-----------------------------------------------------------------------
Перечитанное1. А. Куприн - Allez!2. Маргарет Митчелл - Унесенные ветром3. Александра Риплей - Скарлетт
4. Сергей Лукьяненко - Линия Грез
5. Сергей Лукьяненко - Императоры Иллюзий6. Рэй Брэдбери - 451 по Фаренгейту
7. Борис Акунин - Турецкий гамбит
8. Борис Акунин - Любовница смерти
9. Борис Акунин - Любовник смерти
10. Борис Акунин - Статский советник
11. Борис Акунин - Декоратор
12. Борис Акунин - Пиковый валет13. Борис Акунин - Инь и Янь
14. Борис Акунин - Нефритовые четки15. А.С. Грибоедов - Горе от ума
16. А. Милн - Винни-Пух и все-все-все------------------------------------------------------------------------
В процессе1. Н.М. Карамзин - Письма русского путешественника
2. Фредерик Стендаль - Красное и черное
3. Лоуренс Стерн - Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена
4. С.Ю. Витте - Мемуары
5. А.П. Чехов - Пьесы (Дядя Ваня, Чайка, Три сестры, Вишневый сад)
6. Н.М. Карамзин - Остров Борнгольм
7. Финн - Здравствуйте, мистер Бог, это Анна
8. Курт Воннегут - Бойня №5 или Крестовый поход детей
9. Александр Васильев - Судьбы моды